Преимущества метана

Компримированный природный газ (КПГ, метан)

По экономическим, экологическим, ресурсным и техническим критериям КПГ еще долго будет оставаться наилучшим моторным топливом.

Главным преимуществом является его экологическая безопасность. Исследования шведских экологов установили, что природный газ на 75% благоприятнее дизельного топлива и на 50% — бензина. Отработавшие газы метановых двигателей на 60% менее вредны для человека, практически не содержат канцерогенных компонентов; на 60-80% меньше разрушают озоновый слой; на 50% меньше способствуют формированию кислотных осадков; на 25% меньше провоцируют возникновения парникового эффекта.

Использование газа в современных двигателях, при минимальных доработках позволяет достичь норм выброса, соответствуюших стандарту «ЕВРО-4», «ЕВРО-5» кроме того:

  • метан чище бензина на 37%. Он не образует нагар на поршнях, клапанах и свечах зажигания, не смывает масляную пленку со стенок цилиндров и не разжижает масло в картере. Снижается нагрузка на цилиндро-поршневую группу, двигатель работает мягче и тише.
  • содержание вредных веществ в выхлопных газах снижается в автомобилях с карбюраторным двигателем — на 70%, с дизельным двигателем — на 53%.

Мировые запасы природного газа существенно превышают запасы нефти. Россия входит в тройку лидеров по объемам природного газа.

Экономичность

Метан — это выгодно!

Экономия ресурсов имеет первостепенное значение, являясь, по-сути, чистой прибылью. Мировые запасы природного газа существенно превышают запасы нефти. Россия входит в тройку лидеров по объемам природного газа. КПГ получают на автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС) без использования сложных технологических процессов, что отражается в стоимости КПГ (усредненные розничные цены на моторное топливо в Российской Федерации на основе данных Росстата на 01.08.2012 г. метан — 9,69 руб./м³, А-80 — 25,27 руб./л.).

Метан – единственный вид моторного топлива, уровень цен на который ограничен законодательно. Согласно постановлению Правительства РФ № 31 от 15.01.1993 предельная отпускная цена на сжатый газ, производимый на автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС), не должна превышать 50 % от цены реализуемого в регионе бензина А-80, включая НДС.

При использовании КПГ в 2-3 раза увеличивается срок службы моторного масла, свечей зажигания — возрастает на 40%; на 35-40% увеличивается моторесурс двигателя и межремонтный пробег. При этом не образуется нагар на поршнях, клапанах и свечах зажигания. Метан не смывает масляную пленку со стенок цилиндров и не разжижает масло в картере; не содержит вредных примесей, на химическом уровне разрушающих детали камеры сгорания, каталитический нейтрализатор и лямбда зонд. 1 м³ КПГ по пробегу эквивалентен 1 литру высокооктанового бензина.

Безопасность

Метан безопасен, при разгерметизации оборудования газ сразу улетучивается, а не оседает, в отличие от жидких видов топлива. С точки зрения взрыво-пожаробезопасности компримированный природный газ является самым безопасным видом топлива. Приказом МЧС № 404 от 10 июля 2009 года, метан отнесен к самому безопасному 4-му классу (слабочувствительные). К примеру: пропан относиться ко 2-му классу (чувствительные вещества), бензин к 3-му (среднечувствительные).

Существует утверждение о том, что установка системы газового питания ведет к увеличению риска возгорания автомобиля. Что тут можно возразить?

В принципе, две топливных системы в одном автомобиле - это усложнение конструкции, и если не следить за состоянием трубок и шлангов (что как для бензиновой, так и для газовой системы входит в перечень работ, выполняемых в рамках ТО), то возможно появление неисправностей, которые могут служить причиной возгорания.

Однако не это вызывает претензии и сомнения. Говорят, как правило, об опасности размещения газового баллона в багажнике, рисуя страшные картины последствий взрыва. И вот что странно: баллон из 3,5-4мм стали, размещенный в багажнике - это страшно и может взорваться, а топливный бак, по толщине не сильно отличающийся от консервной банки, расположенный в арке заднего правого крыла у ВАЗов 01-07 - это нормально.

В реалиях, газовый баллон, оснащенный запорной арматурой с предохранительными клапанами способен выдержать сильнейший удар, и даже обрыв магистральных трубок не вызовет сколько-нибудь значительной и пожароопасной утечки. Разрушение же баллона может произойти лишь в той ситуации, когда водителю и пассажирам будет, увы, безразлично, что произойдет с ними и с машиной после удара. Например, после наезда грузового состава двигающегося со скоростью в 80 км/ч на неподвижно стоящий автомобиль.

Подтверждением может служить наличие б/у газовых баллонов во вполне рабочем состоянии на разборках битых иномарок (и машины на разборе не горелые, и баллоны не закопченые).

Еще ряд вопросов и возражений касается непосредственно совместимости систем подачи бензина с газовыми системами. В качестве примеров приводят пересыхание резиновых уплотнителей и засорение жиклеров у карбюраторных автомобилей, выход из строя форсунок и бензонасоса у автомобилей с инжекторной подачей топлива.

Здесь нужно обратиться к инструкции по эксплуатации, где черным по белому написано, что у автомобиля, оснащенного газотопливной системой, запуск двигателя должен осуществляться на бензине с последующим переходом на газ, что топливный бак никогда не должен быть пустым, и что бензонасос на автомобилях с электрическими форсунками не отключают. Экономия на топливе не должна доходить до абсурда, если Вы, разумеется, не хотите пополнить ряды противников газа, предварительно потратившись на ремонт системы подачи бензина.

Дополнительные преимущества

Важным преимуществом метана является независимость его физико-химических свойств от низких температур. Многие владельцы автомобилей, переведенных на пропан-бутан, используемый как автомобильное топливо, сталкивались с ситуацией, когда при температуре окружающего воздуха ниже 27 градусов по Цельсию на АГЗС появлялись обращения к потребителям с просьбой ездить на резервном топливе (т.е. бензине) до повышения температуры.

Еще одним плюсом природного газа является то, что его нельзя испортить. Этот продукт поступает, по сути, из недр земли прямо в «бак» автомобиля. Происходит только его необходимая очистка и осушка на специальных установках.

Важным конкурентным преимуществом метана является бесперебойность его поставок. Этот факт в последние время по достоинству оценили предприниматели, которые уже используют метан на своем автотранспорте. При росте цен на бензин, а главное, возникшем дефиците бензина на многих АЗС, что особенно сильно отмечалось в Томске, автобусы на метане не испытывали никаких проблем ни с ценой ни с наличием топлива. Причина в том, что метан – это трубопроводный газ, который поступает к АГНКС по трубопроводу. А в трубопроводе газ есть всегда.