Компримированный природный газ (КПГ, метан)

Компримированный природный газ (КПГ, метан)

За последнее десятилетие использование в качестве топлива для автотранспорта природного газа - метана во всем мире выросло на порядок. В качестве моторного топлива природный газ широко используется, прежде всего в странах, имеющих собственные газовые месторождения и озабоченных проблемами энергетической и экологической безопасности и экономической стабильности. К таким странам относятся Пакистан, Аргентина, Бразилия, Индия, Китай и США. Причем в первых трех странах количество газобаллонных автомобилей на порядок превышает газовые автопарки других стран. Набирает обороты потребление природного газа и в России. Также природный газ активно используется в Западной Европе, но здесь основная причина его использования в качестве моторного топлива – экология, цена топлива отходит на второй план. По итогам 2011 года количество автомобилей на метане превысило 14,5 миллионов единиц и продолжает увеличиваться. Основными причинами столь стремительного роста являются:

  • Экономические преимущества;
  • Экологические показатели;
  • Безопасность.

Теперь более подробно о преимуществах КПГ и о причинах стремительного роста его популярности.

Экономика

Одним из основных способов достижения прибыли в любом бизнесе является снижение затрат. Метан - самое дешевое моторное топливо во всем мире, и на ближайшие 200 лет запасы его не исчерпаются.

Несмотря на свободный рынок в нашей стране, КПГ является единственным видом моторного топлива, цена которого в России ограничена законодательно (постановление Правительства Российской Федерации от 15.01.1993 № 31) и не может превышать 50% от стоимости низкооктанового бензина (А-80). Данное ограничение действует с 1993 года, ни разу не отменялось и не изменялось.

Помимо стоимости, важным конкурентным преимуществом метана является бесперебойность его поставок. Этот факт в последние время по достоинству оценили предприниматели, которые уже используют метан на своем автотранспорте. При росте цен на бензин, а главное, периодически возникающем дефиците топлива на АЗС, автобусы на метане не испытывают никаких проблем ни с ценой ни с наличием топлива. Причина в том, что метан – это трубопроводный газ, который поступает к АГНКС по трубопроводу. А в трубопроводе газ есть всегда.

Кроме того, важным преимуществом метана является независимость его физико-химических свойств от низких температур. Многие сибирские владельцы автомобилей, переведенных на другой газ, используемый как автомобильное топливо - пропан-бутан или сжиженный углеводородный газ (СУГ) - сталкивались с ситуацией, когда при температуре окружающего воздуха ниже 27 градусов по Цельсию руководство заправочных станций вывешивало обращения к потребителям с просьбой ездить на резервном топливе (т.е. бензине) до повышения температуры. Метану низкие температуры не страшны.

Еще одним плюсом использования природного газа является то, что он не может быть испорченным. Метан из недр земли, по сути, попадает сразу в "бак" автомобиля. Проводится только обязательная очистка и осушка на предназначенных для этого установках, т.е. сложные химические процессы отсутствуют как таковые.

Экология

Сегодня уже практически каждый, а не только профессиональные экологи, знают о том, что основным загрязнителем окружающей среды в городах является не промышленность, а автотранспорт. По данным экологов на долю автотранспорта приходится 70-90 % загрязнений воздушного бассейна городов. Именно поэтому во всем мире ужесточают требования к экологической безопасности автомобилей, вводят жесткие стандарты Евро-4, Евро-5, разрабатывается Евро-6.

При анализе результатов исследований токсичности автомобилей с газовыми двигателями видно, что при использовании природного газа вместо нефтяного топлива, выброс токсичных веществ в окружающую среду снижается приблизительно в 8 раз по оксиду углерода, по окислам азота–в 2 раза, по углеводородам – в 3 раза, по задымлённости - в 9 раз, а образование сажи, свойственное дизельным двигателям, просто отсутствует.

Переводя эти цифры на «бытовой язык», можно сказать, что при массовом использовании метана в качестве моторного топлива жители городов России станут меньше болеть, значительно меньше тратить денег на лекарства, больше зарабатывать, дольше жить, увеличивать свой доход и в итоге благосостояние всей страны.

Сегодня считать, что «экология – это дорого и поэтому не актуально» уже просто нельзя. Дорого и не актуально – как раз продолжать жить по-старому, дряхлея и умирая значительно раньше отведенного времени.  Именно поэтому во многих мегаполисах мира большинство автобусов и коммунально-дорожной техники используют только природный газ. Например, в столице Республики Корея г. Сеуле с 01.01.2010 к работе на городских маршрутах допускаются только газовые автобусы. Хочешь заниматься перевозкой пассажиров – покупай газовый автобус!

Безопасность

При разгерметизации метан улетучивается, следовательно, он безопасен. В то время как, пропан-бутан – другой газ, используемый в автомобилях, оседает, вследствие чего представляет гораздо большую опасность. В случае пожара баллоны, наполненные метаном, не взрываются, газ просто выгорает и стравливается через специальные вставки.

Следует отметить, что по утвержденной Приказом МЧС № 404 от 10 июля 2009 года «Классификации горючих веществ по степени чувствительности»,  метан относится к наиболее безопасному 4 классу (к слабочувствительным веществам). Самый опасный по данной классификации пропан-бутан, отнесенный ко 2 классу, бензин, в свою очередь, относится к 3 классу.

Основные потребители метана – это автомобили, работающие ежедневно, имеющие большие пробеги и большой расход топлива. Прежде всего – это автобусы и коммунально-дорожная техника.

Использовать метан на автотранспорте можно двумя путями:

  1.  Приобретать серийную газовую технику вместо дизельных аналогов. При этом необходимо изменить подход должностных лиц, принимающих решения о выборе приобретаемой техники: выбирать не самые дешевые модели по цене покупки, а оценивать экономическую эффективность за весь срок плановой эксплуатации автотранспорта. Серийные автомобили с газовыми двигателями можно приобретать в порядке планового обновления автопарка предприятий вместо дизельных аналогов.
  2. Переводить на метан автотранспорт с бензиновыми двигателями, при этом автомобиль может работать как на газе, так и на бензине (данный вариант отживает свое вместе с бензиновыми моторами на коммерческом автотранспорте, поэтому подробно говорить о нем в настоящей статье не будем).

Стоимость и окупаемость газовых автомобилей

Необходимо отметить, что газовые автомобили обычно дороже дизельных аналогов. В мире удорожание составляет по автобусам от 10 до 25%, по грузовикам и спецтехнике от 15 до 80%.

В России по автобусам картина примерно та же: газовые автобусы дороже дизельных на 20-25%, а вот спецтехника более доступна, удорожание которой составляет от 10 до 30 %.

С учетом того, что практически во всех странах мира газификация автотранспорта является государственной политикой, дополнительные затраты покупателям газовых автомобилей компенсируются различными способами и в разной степени. В России на сегодняшний день единственным аргументом для потребителя в пользу природного газа как моторного топлива является его стоимость, которая в три раз меньше цены дизельного топлива.

Несмотря на более высокую стоимость, газовые автомобили окупаются быстрее дизельных аналогов и приносят больший доход. К примеру, газобаллонный самосвал КАМАЗ при равных условиях эксплуатации окупается на 2 месяца быстрее более дешевого дизельного аналога и приносит за 8 лет эксплуатации дохода на 1,6 миллиона рублей больше. Это, как говорится, «деньги из воздуха», которые можно потратить на решение актуальных задач.

Сеть  АГНКС в России

В России действуют 252 АГНКС, 198 из которых принадлежат ОАО «Газпром». При этом на Востоке страны – в Сибири – расположены лишь 13 АГНКС, 9 из которых принадлежат ООО «Газпром трансгаз Томск».

Для увеличения доступности АГНКС ОАО «Газпром» утвердило Целевую Комплексную программу «Развития газозаправочной сети автомобильных газонаполнительных  компрессорных станций и парка техники, работающей на природном газе, на 2007-2015 годы». Согласно данной программе на территории России должно быть построено дополнительно 200 АГНКС, на территории СФО 31 станция.

Отдельно руководством ОАО «Газпром» дано поручение о разработке в первом полугодии 2012 года проектов программ по переводу автомобильного транспорта и сельскохозяйственной техники на газомоторное топливо в Сахалинской области, Хабаровском, Приморском и Камчатском краях.

Выбор мест размещения АГНКС в городах является очень важным.  Расположение АГНКС определяется с учетом доступности заправки для муниципального, коммерческого и транзитного транспорта. Сегодня ведется активная работа с региональными администрациями и потенциальными потребителями по вопросам формирования рынка потребления КПГ, идет процесс выбора мест размещения перспективных АГНКС в СФО и ДФО.

Сегодня есть все основания полагать, что в ближайшее время в России произойдет бурный рост газомоторного рынка. Предпосылками для этого являются:

  1.  Появление в разных регионах России компаний, успешно эксплуатирующих газовые автомобили.
  2.  Выравнивание стоимости газовых и дизельных автомобилей в связи с переходом России на экологический стандарт Евро-4, влекущий удорожание дизельной техники и стоимости ее обслуживания.
  3.  Ожидаемый рост цен на жидкие углеводороды в связи с вступлением России в ВТО.
  4.  Наличие широкого модельного ряда автомобилей и автобусов с газовыми двигателями.

В заключение хочется пожелать потенциальным покупателям автобусов: скорее выбирайте газ! Как говорится (и подтверждается практикой): лучше быть первым, чем быть лучшим.